При эксплуатации синхронных машин вследствие не симметрии магнитного поля, электростатического эффекта от воздействия пара на лопатки турбины, на валу наводится ЭДС, которая достигает 20 и более вольт. Поэтому в контуре "вал - подшипник - фундамент” может проходить ток исчисляемый сотней и даже тысячей ампер, что вызовет повреждение вала и вкладышей. Для устранения пути тока подшипниковые стояки изолируются от фундамента. С той же целью вблизи подшипников предусматривается небольшой участок маслопровода с изолированными фланцами. Для обеспечения возможности проверки изоляции стояков подшипников от фундаментной плиты, изоляция выполняется составной, т.е. разделенной металлической плитой.
    Со стороны турбины и возбудителя, между наружным щитом и корпусом подшипника встроены уплотнения вала, препятствующие утечке водорода через кольцевой зазор между щитом и валом. Уплотнения вала турбогенераторов    Значение сопротивления подстуловой изоляции, маслопроводов, корпус уплотнения вала измеренное мегаомметром на 1000В, должно быть не менее 1,0 МОм.
    Во время работы генератора контроль состояния подстуловой изоляции, изоляции корпуса уплотнения вала осуществляется путем измерения напряжения на валу, на стояках подшипников, корпусе уплотнения вала относительно земли. Напряжение измеряется вольтметром переменного тока со шкалой 15 В. Во время измерения напряжения на валу, на стояках подшипников, корпусе уплотнения вала масляный слой закорачивается на вал. Для исправной изоляции подшипников 12, 13показание вольтметра V2 не должны отличатся от показаний вольтметров V3, V4 более чем на 10%. Для исправной изоляции подшипника 14 показание вольтметра V1 не должно отличатся от показания вольтметра V5 более чем на 10%.


Изоляция генератора относительно земли
Схема контроля подстуловой изоляции подшипников на работающем генераторе

Измерение сопротивления изоляции в ремонте





где:
    1- масляное уплотнение вала; 2- напорный маслопровод уплотняющего масла; 3- маслопровод прижимного масла; 4- сливной маслопровод уплотняющего масла; 5- подстуловая изоляция 12 подшипника (2 или 4 части); 6- напорный маслопровод 12 подшипника; 7- сливной маслопровод 12 подшипника; 8- маслопровод гидроподъема; 9- напорный маслопровод 13 подшипника*; 10- сливной маслопровод 13 подшипника; 11- подстуловая изоляция 13 подшипника (2 части); 12- напорный маслопровод 14 подшипника*; 13- сливной маслопровод 14 подшипника; 14- подстуловая изоляция 14 подшипника (2 части).

* - Находится с другой стороны подшипника

Схема контроля изоляции подшипников и маслопроводов при ремонте.