ГЕНЕРАТОРЫ ТВВ-500-2
    Технические характеристики

Таблица – Технические характеристики турбогенератора ТВВ-500-2
 

Тип

Р ном,       кВт

U ном,         В

I ном,         А

Соs£

      

U ном

возбуж., В

I ном

возбуж., А

N ном, об/мин.

ТВВ-500-2У3

500000

20000

17000

0,85

474

3530

3000

    

К.П.Д. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98,7 %
Соединение фаз обмотки статора . . . . . . . . . . . . . . . . . . двойная звезда
Номинальный расход дистиллята. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 м3 /час
Номинальное удельное сопротивление. . . . . . . . . . . . . . 200 кОм×см
Изоляция обмоток генератора . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .  класса "В”

      Конструктивные особенности

 Генератор ТВВ-500-2 представляет собой трехфазную неявнополюсную электрическую машину. Он состоит из двух главных частей неподвижной части - статора, которая включает в себя сердечник и трехфазную обмотку, которая присоединяется к  сети и вращающейся части - ротора, которая состоит из обмотки возбуждения, питающейся постоянным током.
Для отвода тепловых потерь, выделяющихся в обмотках и магнитопроводах, а также механических потерь от вращения ротора, предусмотрено непосредственное охлаждение обмотки статора дистиллированной водой, а обмотки ротора и сердечник статора- косвенное водородом.
Конструктивно генератор исполнен закрытым и герметичным. Дистиллированная  вода в обмотке статора циркулирует под действие насосов охлаждения статора, охлаждается теплообменниками, находящимися вне генератора.
А вот охлаждающий  водород циркулирует в генераторе при помощи вентиляторов, которые установлены на валу самого ротора и охлаждение его происходит в газоохладителях. Газоохладители конструктивно встроены в корпус генератора. Циркуляция техводы в газовых охладителях и тепловых обменниках производится  с помощью насосов, которые расположены вне генератора.
Смазка опорных подшипников генератора осуществляется от масляной системы турбины.
Возбуждение генератора осуществляется от трехфазного синхронного генератора частотой 50 Гц,  который непосредственно сочленен с валом основного генератора.


Статор

Корпус статора выполнен сварным из листовой стали и состоит из средней и двух концевых частей. Средняя часть корпуса несет на себе сердечник с уложенной в нем обмоткой, состоит из цилиндрической оболочки и ряда поперечных стенок, служащих для поддержки несущих ребер сердечника и придающих общую жесткость сварной конструкции. К средней части корпуса по концам посредством фланцевого болтового соединения крепятся концевые части корпуса, внутри которых располагаются лобовые части обмотки статора и четыре газоохладителя. В концевой части со стороны возбудителя расположены линейные и нулевые выводы обмотки.

 Сердечник статора (активная сталь) представляет собой шихтованный пакет из электротехнической стали, холоднокатаной, с ориентированными магнитными свойствами. Толщина листов 0,5 мм, листы покрыты с двух сторон механически прочным слоем изолирующего лака.
Весь сердечник состоит из отдельных пакетов шириной около 40мм каждый, разделенных узкими радиальными каналами.


Обмотка статора

Обмотка статора турбогенератора трехфазная, двухслойная, стержневая, с сокращенным шагом.
    В каждой фазе две параллельные ветви. Каждые два конца параллельных ветвей фазы объединены в общий линейный вывод; начала параллельных ветвей (нейтрали) выведены раздельно. Линейные выводы обмотки располагаются под генератором внизу концевой части со стороны возбудителя и обозначены: С4, С5, С6. Нулевые выводы (нейтрали) над генератором вверху концевой части, также со стороны возбудителя и обозначены: 1С1, 2С1, 1С2, 2С2, 1С3, 2С3.

Нулевые выводы заключены в общий кожух, в котором расположены трансформаторы тока и шины, замыкающие нейтраль генератора.
Чередование фаз при вращении ротора против часовой стрелки, смотря со стороны возбудителя - С6, С5, С4. Стержни обмотки статора состоят из сплошных и полых элементарных проводников прямоугольного сечения. Внутри полых проводников циркулирует охлаждающая вода. Каждый элементарный проводник изолирован по всей длине стержня. Проводники стержня транспонированы. Для более рационального распределения потерь в меди верхний стержень (лежащий ближе к расточке) имеет несколько большее сечение, чем нижний стержень. Концы элементарных проводников спаяны вместе, и стержни оканчиваются массивными медными наконечниками, служащими для подвода охлаждающей воды и для электрического контакта между последовательно соединенными стержнями. Корпусная изоляция стержней термореактивная, на основе стеклослюдяных материалов (типа "слюдотерм”).
Для более равномерного распределения градиента потенциала на поверхность меди в пазовой части наложена полупроводящая лента. Наружная поверхность стержней также имеет полупроводящее покрытие на всей прямолинейной части с заходом на отогнутые участки лобовых частей.
Электрическое соединение стержней осуществляется медной обоймой с расклиновкой контактных пластин наконечников.
Система подвода охлаждающей воды к стержням обмотки состоит из двух кольцевых труб - коллекторов, расположенных в пространстве над лобовыми частями со стороны турбины. Коллекторы крепятся кронштейнами через изоляторы. Выводы от коллекторов к внешним водопроводящим трубам расположены в нижней стенке концевой части статора со стороны турбины. Оба коллектора, напорный и сливной, соединены с наконечниками стержней водопроводящими шлангами из изолирующего вибропрочного материала - фторопласта. Концы шлангов армированы металлическими обоймами с накидными гайками.
Один конец шланга присоединен к штуцеру коллектора, другой конец к штуцеру соответствующего стержня. Штуцер из немагнитной стали приварен к медному наконечнику стержня и представляет с ним одно целое. Схема протекания воды по стержням двухходовая, т.е. в каждую параллельную ветвь по воде включены последовательно два стержня - один верхний и один нижний. В соответствии с этим все верхние стержни присоединены к одному коллектору (сливному), все нижние - к напорному коллектору.
Стержни обмотки в пазовой части закреплены клиньями из теплостойкого, механически прочного материала. Внутри паза стержни уплотнены в радиальном и в боковом направлениях прокладками из полупроводящего стеклотекстолита.
Лобовые части обмотки "корзиночного типа”, конусообразные, удерживаются снаружи бандажными кольцами. Нижний "наружный” слой лобовых частей крепится к бандажным кольцам шнуровыми бандажами; верхний слой уложен через дистанционные кольца из изолирующих прокладок на нижний слой лобовых частей обмотки и распирается изнутри системой изоляционных планок и распорным кольцом с клиньями.
Бандажные кольца фиксируются кронштейнами, укрепленными на нажимной плите.

Ротор

В бочке ротора профрезерованы продольные пазы трапецеидального сечения для укладки в них обмоток возбуждения. Дно паза имеет полукруглую форму, обусловленную конструкцией охлаждения обмотки. Пазы занимают около 2/3 всей поверхности бочки 1/3 поверхности бочки составляют большие зубцы, или полюсы ротора.

 Обмотка ротора

Обмотка ротора выполнена из полос меди с присадкой серебра, имеющей повышенные прочностные свойства по сравнению с обычной обмоточной медью. В пазовой части катушки ротора имеют трапецеидальную форму сечения, т.е. отдельные проводники имеют разную ширину, а в лобовой части имеют прямоугольную форму сечения.
Изоляция катушек корпусная и между витками из стеклотекстолита, по нагревостойкости относится к классу "F”.
Каждый эффективный проводник (виток) обмотки состоит из двух параллельных полос меди.
В катушке выфрезерованы наклонные канавки. Канавки на двух сторонах одной катушки имеют взаимопротивоположный наклон. Наклонные канавки в пазовой части образуют каналы, по которым при вращении ротора циркулирует охлаждающий газ.